Приветствую Вас, Гость

Методы работы с неблагополучными детьми

Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями

Цель: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.

Основные направления работы с семьей

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Задачи.

1.     Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

2.     Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

3.     Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

4.     Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

Этапы взаимодействия с семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

-         посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

-         использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

  4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

1)     Семья, где родители злоупотребляют алкоголем

2)      Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

 3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

 

Методическая работа: 1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй. 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй. 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

  

Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые мы ориентируем родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

В домашней программе коррекции детей с синдро­мом дефицита внимания и гиперактивности должен преоб­ладать поведенческий аспект.

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

— проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

—  помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

—  не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

—  стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопо­нимании и доверии;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

— повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

—  не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

—  для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьей;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:

—  установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

—  чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

—  снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

—  по возможности избегайте больших скоплений лю­дей;

— помните, что переутомление приводит к снижению са­моконтроля и нарастанию гиперактивности;

—  организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

-  не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообраз­но использовать спокойное сидение в определенном ме­сте после совершения поступка;

—  чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперак­тивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

—  воспитывайте в детях навыки управления своим эмо­циональным состоянием, особенно гневом и агрессией; 

—  не старайтесь предотвратить последствия забывчи­вости ребенка;

—  постепенно расширяйте круг обязанностей, пред­варительно обсудив их с ребенком;

—  не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

—  не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

—  помогайте ребенку приступить к выполнению зада­ния, так как для него это самый трудный этап;

—  не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием  не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

—  объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

—  лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—  запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры, просмотр телепередач;

—  прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укла­дывание в постель);

—  чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка*), которая может быть обменена на 10-минутное си­дение на скамейке штрафников;

—  удержание в «железных объятиях» (холдинг):

—  внеочередное дежурство по кухне и т.д.

            Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

—  Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, мед­ленно одевается и не торопится в школу, то не стоит да­вать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приоб­ретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.

—  Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­мер, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.

—  Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обе­щанных покупок. Общественное осуждение в семье ока­жет свое воспитательное воздействие.

— Если ребенок забросил свою вещь и не может ее най­ти, то не стоит бросаться ему на помощь.

            Помните, что синдром дефицита внимания и гипе­рактивности — это патология, требующая своевремен­ной диагностики и комплексной коррекции: психоло­гической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она прово­дится в возрасте 5—10 лет.


Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

 Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, что­бы помочь детям справиться с трудностями в обучении.

  1. Изменение окружения:

—  изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

—  работу с гиперактивным ребенком стройте индиви­дуально. Он всегда должен находиться перед глазами учи­теля, в центре класса, прямо у доски;

—  измените режим урока с включением физкультмину­ток;

—  разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

—  предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;

—  направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

  1. Создание положительной мотивации на успех:

—  введите знаковую систему оценивания;

—  чаще хвалите ребенка;

— расписание уроков должно быть постоянным;

— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

—  используйте приемы проблемного обучения;

—  используйте на уроке элементы игры и соревнова­ния;

—  давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

—  большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;

—  создавайте ситуации, в которых гиперактивный ре­бенок может показать свои сильные стороны и стать экс­пертом в классе по некоторым областям знаний;

- научите ребенка компенсировать нарушенные фун­кции за счет сохранных;

—  игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­зитивные;

— стройте процесс обучения на положительных эмоциях; "— помните, что с ребенком необходимо договаривать­ся, а не стараться сломить его!

  1. Коррекция негативных форм поведения:

—  способствуйте элиминации агрессии;

—  обучайте необходимым социальным нормам и на­выкам общения;

—  регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

  1. Регулирование ожиданий:

—  объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро;

—  объясняйте родителям и окружающим, что улучше­ние состояния ребенка зависит не только от специально­го лечения и коррекции, но и от спокойного и последо­вательного отношения к гиперактивному ребенку.

            Помните, что прикосновение является сильным сти­мулятором для формирования поведения и развития на­выков обучения. Педагог начальной школы в Канаде про­вел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточи­лись на трех детях, которые нарушали дисциплину в клас­се и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сда­вать тетради с домашними работами.

            Помните, что гиперактивность — это не поведенчес­кая проблема, не результат плохого воспитания, а ме­дицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специаль­ной диагностики. Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, авторитарными указа­ниями и словесными убеждениями.